Проверка и регулировка клапанов (ТНВД, PDE, HPI, GAS) и насос-форсунок (PDE, HPI) двигателей Скания 11, 12, 13, 14, и 16 литров. С картинками таблицами и примечаниями.
11, 12 и 13-ти литровые двигатели (XPI, PDE, HPI)
Отрегулировать клапана можно одним из дух способов
- Путем установки ВМТ и следования таблицам, показывающим, какие клапаны можно отрегулировать.
- Путем следования таблицам, показывающим, какое положение маховика необходимо установить, чтобы отрегулировать все клапаны каждого цилиндра.
Важно!
По завершении не забудьте убрать инструменты для проворачивания маховика и калибр регулировки насос-форсунок.
Проверьте и отрегулируйте зазоры клапанов и насос-форсунок (холодный двигатель).
- впускные клапаны 0,45 мм,
- выпускные клапаны 0,70 мм.
Максимально допустимый зазор между двумя клапанами под одной траверсой привода клапанов - 0,2 мм
Проверните маховик в направлении вращения до метки:
- TDC Up - верхнее окошко маховика
- TDC Down - нижнее окошко маховика
Отрегулируйте клапаны в соответствии с таблицами данными ниже. Используйте соответствующую таблицу в зависимости от того, где находятся показания в верхнем окошке маховика или нижнем.
Рекомендуется помечать маркером те коромысла, где регулировка уже была проведена.
Примечание по перекрытию клапанов:
Когда цилиндр переходит от такта выпуска на такт впуска, возникает перекрытие клапанов. Выпускной клапан закрывается, в то время как впускной клапан открывается (оба клапана приоткрыты, штанги не проворачиваются).
Таблицы регулировки клапанов PDE, HPI
| Метка на маховике | Регулировка клапанов (№ цилиндра) | Форсунка PDE | Форсунка HPI |
| TDC UP | 1 | 5 | 4 |
| 300/660 | 5 | 3 | 1 |
| 60/420 | 3 | 6 | 5 |
| TDC UP | 6 | 2 | 3 |
| 300/660 | 2 | 4 | 6 |
| 60/420 | 4 | 1 | 2 |
| Метка на маховике | Регулировка клапанов (№ цилиндра) | Форсунка PDE | Форсунка HPI |
| TDC Down | 1 | 5 | 4 |
| 120/480 | 5 | 3 | 1 |
| 240/600 | 3 | 6 | 5 |
| TDC Down | 6 | 2 | 3 |
| 120/480 | 2 | 4 | 6 |
| 240/600 | 4 | 1 | 2 |
Таблица регулировки клапанов PDE, HPI по перекрытию
| Перекрытие клапанов (№ цилиндра) | Регулировка клапанов (№ цилиндра) | Форсунка PDE | Форсунка HPI |
| 6 | 1 | 5 | 4 |
| 2 | 5 | 3 | 1 |
| 4 | 3 | 6 | 5 |
| 1 | 6 | 2 | 3 |
| 5 | 2 | 4 | 6 |
| 3 | 4 | 1 | 2 |
Таблица регулировки клапанов XPI
| Нижнее окно маховика | Перекрытие клапанов (№ цилиндра) | Регулировка клапанов (№ цилиндра) | Верхнее окно маховика |
| TDC Down | 6 | 1 | TDC Up |
| 120/480 | 2 | 5 | 300/660 |
| 240/600 | 4 | 3 | 60/420 |
| TDC Down | 1 | 6 | TDC Up |
| 120/480 | 5 | 2 | 300/660 |
| 240/600 | 3 | 4 | 60/420 |
Инструмент для регулировки насос-форсунок

Регулировка клапанов с использованием ВМТ (9, 11 и 12-литровом двигателях)

9-ти и 11-литровый двигатели (кроме DC11):
- впускные клапаны 0,45 мм,
- выпускные клапаны 0,80 мм.
Двигатель DC11 и 12-литровый двигатель:
- впускные клапаны 0,45 мм,
- выпускные клапаны 0,70 мм.

| Установите поршень цилиндра №1 в положение ВМТ в конце такта сжатия. Отрегулируйте зазоры следующих клапанов: | |
|---|---|
| Цилиндр 1 | Выпускные и впускные клапаны |
| Цилиндр 2 | Впускные клапаны |
| Цилиндр 3 | Выпускные клапаны |
| Цилиндр 4 | Впускные клапаны |
| Цилиндр 5 | Выпускные клапаны |
| Проверните коленчатый вал ровно на один оборот (360°). Отрегулируйте зазоры следующих клапанов: | |
|---|---|
| Цилиндр 2 | Выпускные клапаны |
| Цилиндр 3 | Впускные клапаны |
| Цилиндр 4 | Выпускные клапаны |
| Цилиндр 5 | Впускные клапаны |
| Цилиндр 6 | Выпускные и впускные клапаны |
14 и 16-ти литровые двигатели
Проверка зазоров
Проверьте зазоры в клапанном механизме.
Величины зазоров должны составлять:
14-литровый двигатель: впускные клапаны
0,45 мм, выпускные клапаны 0,80 мм.
16-литровый двигатель: впускные клапаны
0,45 мм, выпускные клапаны 0,70 мм.
Порядок работы цилиндров двигателя:
1-5-4-2-6-3-7-8
14-литровый двигатель

|
Поверните коленчатый вал в направлении вращения и установите поршень первого цилиндра в положение 20° после ВМТ (TDC) на такте расширения. Этому положению коленчатого вала соответствует метка ⊥ на маховике. | |
|---|---|
| Правый ряд цилиндров: | |
| Цилиндр 1 | Выпускной и впускной клапаны |
| Цилиндр 2 | Выпускной клапан |
| Цилиндр 4 | Выпускной клапан |
| Левый ряд цилиндров: | |
| Цилиндр 5 | Выпускной и впускной клапаны |
| Цилиндр 7 | Впускной клапан |
| Цилиндр 8 | Впускной клапан |
|
Поверните коленчатый вал точно на один оборот в направлении вращения. При этом поршень первого цилиндра будет находиться в положении 20° после ВМТ (TDC) на такте впуска. | |
|---|---|
| Правый ряд цилиндров: | |
| Цилиндр 2 | Впускной клапан |
| Цилиндр 3 | Выпускной и впускной клапаны |
| Цилиндр 4 | Впускной клапан |
| Левый ряд цилиндров: | |
| Цилиндр 6 | Выпускной и впускной клапаны |
| Цилиндр 7 | Выпускной клапан |
| Цилиндр 8 | Выпускной клапан |
16-литровый двигатель(XPI, PDE, GAS)
Отрегулируйте зазоры клапанов и пред. натяг насос-форсунок(PDE) согласно приведенной таблице ниже.
Рекомендуется делать метки на коромыслах отрегулированных клапанов, для того чтобы легче контролировать ход выполнения регулировочных работ.
После регулировки затяните контргайки регулировочных винтов моментом 35 Н.м.
| Метка на маховике. Показания в нижнем окне кожуха | Перекрытие клапанов (№ цилиндра) | Регулировка клапанных зазоров впускных клапанов (№ цилиндра) | Регулировка клапанных зазоров выпускных клапанов (№ цилиндра) | Регулировка форсунки (№ цилиндра, PDE) |
| TDC Down (0°) | 6 | 7 и 8 | 4 и 5 | 4 и 5 |
| TDC Up (180°) | 7 | 1 и 5 | 2 и 6 | 2 и 6 |
| TDC Down (360°) | 1 | 2 и 4 | 3 и 7 | 3 и 7 |
| TDC Up (540°) | 4 | 3 и 6 | 1 и 8 | 1 и 8 |